Введение в йогатерапию разумнее начинать с понятия правильного дыхания, т.к. дыхание в жизнедеятельности человека играет главенствующую роль. Если мозг обычного человека не получает кислорода более 10 минут, можно говорить о смерти мозга.
Если рассматривать дыхание с точки зрения традиционной медицины, то дыхание – это процесс газобмена между организмом и внешней средой, а также газообмен в тканях и клетках организма.
С точки зрения йоги дыхание – это пранаяма – насыщение тела праной — «жизнетворным воздухом». Понятие праны более широкое, чем понятие кислорода, т.к. йогическая наука указывает на наличие праны и в воздухе, и в воде, и в еде, и в солнечном свете. В философии йоги прану отождествляют с богом, и считается, что она движется по своим энергетическим каналам («нади» — санскр. река ).
«Хатха Йога Прадипика» гл. 2 стих 3: «Пока вайю (воздух и прана) остаются в теле, это называется жизнью. Смерть наступает тогда, когда они покидают тело. Поэтому сохраняй вайю».
Общим для традиционного медицинского и йогического подходов к дыханию является то, что без него человек долго не проживет. Недаром бытуют такие выражения, как: «с первым вдохом в него вошла жизнь» — при рождении, или «испустил дух», в случае смерти.
По своему опыту преподавания йоги я могу с уверенностью сказать, что большинство вновь пришедших на занятия не умеют правильно дышать, а те кто умеет – дышат слабо или неритмично. Основная «неправильность» дыхания заключается в поверхностном, неглубоком дыхании. Обычно это наблюдается у офисных работников, т.к. неправильная сидячая поза приводит к ссутуливанию реберного корсета и сдавливанию диафрагмы, что не позволяет человеку сделать полноценный дыхательный цикл. Поэтому такой человек не дышит, а «пыхтит» с КПД паровоза.
Для среднего человека считается нормой частота дыхания 15-18 дыхательных циклов в минуту. Для йога, овладевшего пранаямой частота дыхания снижается до 3-4, а то и до одного цикла в минуту.
Это означает только одно – при правильном дыхании человек затрачивает меньше энергии (т.к. при дыхании задействуются многие группы мышц) и повышает эффективность газообмена.
Каким же образом правильное йоговское дыхание поможет нам восстановить здоровье?
Наш организм устроен таким образом, что при физической работе кислород поступает по большей части в рабочую область нашего тела, в те группы мышц, которые мы прорабатываем. Чистая биохимия!
Если мы к правильному дыханию добавим внимание, т.е. сосредоточимся умом на выполнении правильных движений, позволяющих нам проработать проблемные участки тела, то процесс восстановления здоровья усилится многократно.
В «Йога-сутрах» Патанджали так говорит о пранаяме: «После принятия асаны пранаяма есть остановка выполнения вдоха и выдоха». сутра 49.
Знаменитый учитель йоги Свами Сатьянанда Сарасвати комментирует пранаяму, как: «Прана означает дыхание, аяма — это удлинение или расширение посредством контроля. Когда процесс дыхания контролируется так, чтобы удерживалось дыхание, это есть пранаяма».
В своей могографии «Физиологические аспекты йоги» Д. Эберт отмечает важность осознанного выполнения асан и связь с дыханием:
«Сознательное расслабление, сосредоточение на позе действуют как вышестоящая инстанция по отношению к спинальным, периферийным нервным центрам управления и тем самым «отключает» их.
При обучении глубокой релаксации важную роль далее играет дыхание. Все йогические школы для углубления расслабления рекомендуют удлиненный глубокий выдох, так что с каждым выдохом степень расслабления возрастает (те же рекомендации даются в аутотренинге и в физиотерапии). Причиной этого является связанное с фазами дыхания изменение возбудимости: во время выдоха возбудимость многих нейронов ниже (Dostálek, Lepicovská 1982)».[2-2]
Если перевести на обычный язык – это означает, что сознательное расслабление в асане и правильное дыхание позволяет «перехватить» сигналы, поступающие от мышц. А мы помним, что мышечный блок, как бы, «выключен» из тела, и мы не можем с ним ничего сделать – ни напрячь, ни расслабить; ни осознанно, ни подсознательно.
Вот тут то и есть отличие работы в асане от фитнеса – в асане работа с мышцами не «вздергивает» нервные центры, осознанное расслабление происходит через дыхание (особенно, при его удлинении). Это приводит к «выключению от энергопотребления» не участвующих в работе мышц и глубокой проработке мышц нагружаемых. Тем самым можно подобрать для конкретного проблемного участка тела определенные асаны, осознанно расслабляться в них и «продышать» их. В той же книге Д. Эберта можно найти результаты исследований, что при удджайи пранаяме «с частотой дыхания 2/мин, дыхательным объемом в 3 л и минутным объемом дыхания (легочная вентиляция) 7 л/мин. потребление кислорода было вдвое выше обычного.»
Т.е. делая пранаяму в асане мы увеличиваем в разы приток кислорода к органам.
Отдельного разговора заслуживают задержки дыхания – кумбхаки. При правильном использовании задережек на вдохе, можно «воздушным пузырем» растянуть спазмированные мышцы спины, например при выполнении махамудры.
Этим приемом пользуются атлеты. Для поднятия тяжестей, например, штанги они делают глубокий вдох и задержку, создав, тем самым своеобразный «пневматический фундамент», снимающий часть веса с плечевого пояса и равномерно распределяющий его на мышцы корпуса. При этом мышцы корпуса, особенно скелетные, удлиняются, что позволяет увеличить расстояние между позвонками и ребрами. Это один из главных приемов расширения грудной клетки.
При выполнении комплекса вакуумных задержек на выдохе – агнисар-крия, уддияна (см. фото в начале статьи), наули – можно добиться эффекта медицинских банок, но только с применением к внутренним поверхностям позвоночника и к внутренним органам. Эти задержки выполняют своеобразный вакуумный массаж, усиливая кровоток внутренних мышц и связок позвоночника.
Такой массаж вам не сделает ни один мануальный терапевт!
Итак, учимся правильно дышать!
«Контроль над праной достигается в результате постепенной практики – подобно тому, как вы добиваетесь послушания львов, слонов и тигров. В противном случае – практикующий — разрушается» Хатха-йога прадипика. Шлока 15. Гл. 2