Когда я начинаю заниматься с новичками и прошу расслабить определенные мышцы, например, шеи или плечевого пояса, то часто слышу в ответ: да я уже расслабил(а) все мышцы. Что вы еще от меня хотите? А эти самые мышцы на ощупь — как тугая резина. Знакомая картина? Что это значит для нашего здоровья? Что происходит с нашим телом, оно ведь — наше! А почему, в таком случае мы не можем им управлять в полной мере?
Все наши движения — это сложный процесс взаимодействия сенсорной (чувствительной) и моторной (двигательной) систем. Каждая из систем имеет свои нервные пути, которые, как в телефонном кабеле, собираются в спинном мозге и заканчиваются в головном мозге. Каждой — сенсорной и моторной системе соответствует определенная зона головного мозга. Все, что мы чувствуем и ощущаем, есть процесс передачи специальными чувствительными нервными волокнами электрических импульсов. В ответ в двигательном отделе мозга возникает возбуждение и по двигательным нейронам передается импульс на движение. На рисунке показана локализация функций головного мозга: 1 — обеспечение прямостояния и прямохождения; 2 — движение; 3 — чувствительность; 4 — зрение; 5 — координация движений; 6 — слух.
Движение мы совершаем за счет сокращения мышц ,оно может быть совершенно разным: моргание, прыжки, улыбка, втягивание головы в плечи - все это осуществляется мышцами. Связь сенсорного восприятия и ответного движения принято называть сенсомоторным процессом. Этот процесс может быть самостоятельным или являться частью сложного психомоторного процесса. Ответная реакция с физиологической точки зрения рассматривается как условный рефлекс. Реакции могут быть простыми и сложными.
Например, простой процесс происходит, когда человек отдернул руку при укусе комара. Это рефлекторное действие. Основные процессы здесь происходят в подкорковой (древней) области головного мозга, хотя и имеют свое представительство в коре головного мозга (болевые сигналы). Через некоторое время, когда боль от укуса дошла до коры головного мозга, проанализирована, человек осуществляет произвольное (уже не рефлекторное) психомоторное действие. Человек мог и не почувствовать укуса, но мог заметить комара и произвести психомоторное действие. В этом случае были задействованы уже не тактильные, а зрительные импульсы. Для того чтобы правильно выполнить действия, человек должен обучаться навыкам движения, как говорят физиологи, развивать проприорецепцию — ощущение относительного положения частей тела (ощущение собственного тела). Так здоровый человек может ощущать угол отклонения в плече на 0,5°.
Важным моментом формирования сенсомоторных навыков у человека является его способность к обучению. В результате многократных повторений самостоятельных действий, которые человек выполняет сначала осознанно, в дальнейшем формирует навык, т.е. деятельность, выполняемая автоматически. При этом сенсомоторный процесс переходит из разряда сложных в разряд простых, а центр обработки смещается с верхнего этажа мозга на нижний, подкорковый. Это обусловлено тем, что при формировании навыка и переводе сложных реакций в простые, важен только один фактор — время реакции. Примером может служить тренировка боксеров, которых учат «держать удар» и отбиваться, даже, когда они почти в нокауте.
Получив представление о нашей психомоторике, переходим, наконец к нашей больной спине.
Почему новички пациенты не могут расслабить мышцы воротниковой зоны? Как будто человек приготовился к бою, втянул голову в плечи, принял оборонительную позицию, да так в ней и застыл. Стресс уже ушел, а возбуждение в двигательном участке мозга не ушло.
Все наши сенсомоторные действия основаны на системе обратной связи, по принципу петель. Например, чтобы кликнуть по кнопке мыши, палец должен «знать», что ему делать. Т.е. происходит осознанное или неосознанное отслеживание нашей моторики головным мозгом. Если палец чуть ушел в сторону, сенсорные рецепторы передадут новое положение пальца в мозг, произойдет обработка информации, и , уже, двигательные рецепторы скорректируют положение пальца. Тут, вроде, все понятно. Но почему не корректируется тонус перенапряженных мышц, почему они после сокращения не возвращаются в первоначальное состояние? Еще Ганс Селье, основоположник теории стресса, в своих исследованиях доказал, что физиологические заболевания могут возникать под влиянием психического воздействия. На протяжении всей нашей жизни мы испытываем в той или йной степени стрессы. Каждый стресс, являясь по сути своей психическим воздействием, вызывает определенное рефлекторное воздействие в нашем теле. Если эти стрессы имеют постоянную природу, то, многократно воздействуя на наше тело, они приводят к постоянному напряжению в мышцах, которое мы уже не в состоянии произвольно расслабить. Эти рефлекторные сокращения становятся настолько автоматическими, что мы уже не в состоянии их отследить, и они происходят неосознанно.Мышцы становятся скованными, трудноуправляемыми.
Томас Ханна, основатель соматического направлении в реабилитации ввел понятие сенсомоторной анмезии (СМА). Он определяет это как «потерю памяти» мышцей, о том как быть здоровой. Мы уже не можем управлять свободно этой мышцей, забываем как двигаться свободно. По существу мы сами сформировали новый навык (пусть и отрицательный), а мышечная амнезия явилась лишь компенсаторным следствием. Наш мозг не любит регистрировать постоянные болевые импульсы и стрессы, поэтому он просто «вычеркивает» мышцы из своеобразного реестра: с глаз долой — из сердца вон.
В полностью расслабленной мышце энергопотребление равно почти нулю. Если человек после выполнения мышечной работы не может расслабить мышцу и она в тонусе на 10-40%, это означает, что она продолжает потреблять энергию, как машина, которую нельзя выключить. Мышца, находящаяся в гипертонусе вынуждена постоянно потреблять топливо в виде гликогена, который усваиваясь, преобразуется в энергию и молочную кислоту. Из-за спазма молочная кислота полностью не выводится, накапливается, чем вызывает постоянные боли. Поэтому спазмированная мышца практически всегда болезненна.
Отсюда следуют очень важные выводы:
- Большинство проблем с позвоночником носят не структурный, а функциональный характер. Нарушения связаны с проводимостью нервных импульсов и головной мозг потерял способность управлять некоторыми группами мышц. Это явилось отражением сенсомоторной амнезии (СМА).
- Проблемы, связанные со СМА влияют на качество нашей жизни. Все события в нашей жизни вызывают определенную реакцию в центральной нервной системе (ЦНС), которая пытается приспособиться к ним. Если мы испытываем постоянные стрессы, страх, и наше тело постоянно реагирует на это, то мозг приспосабливается и вырабатывает собственную реакцию приспособления, пусть и негативную — сенсомоторную амнезию (СМА).
- Наше тело является синергетической системой, т.е. сложной и взаимосвязанной. Поэтому, СМА возникшая в одном месте, вызывает компенсационные процессы в различных участках тела и головного мозга. Это можно заметить при сколиозе.Например, искривление в грудном отделе позвоночника приводит к компенсационному искривлению в поясничном отделе.
- Использование понятия сенсомоторной амнезии является целостным подходом изучения организма «изнутри», хотя «снаружи» может казаться, что выявлен целый букет заболеваний, внешне вроде бы и не связанных друг с другом. Тут могут быть грыжи межпозвоночных дисков, сколиозы, боли в коленях, пальцах, пяточные шпоры, коксартроз, головные боли, варикозное расширение вен, звон в ушах, головокружения и т.д.
- Последний, и очень важный вывод — поскольку сенсомоторная амнезия это приобретенная реакция (своеобразный негативный навык), то от нее можно избавиться путем переучивания. Например, процесс приобретения новых навыков использовался в 60-70-х годах прошлого века, при переучивании детей-левшей в правшей.
Тем же знаменитым Г. Селье был определен синдром общей адаптации, который гласит, что под воздействием стресса в организме возникает естественная реакция, которая заключается в определенной работе желез внутренней секреции и усиленной работе мышц. Селье ввел термин «дистресс» при негативном стрессе (по Ханна реакция «красного света») и «эустресс» — при позитивном стрессе («зеленый свет»).
Нас больше интересует дистресс, поскольку его проявления наиболее болезненны для человека. Адаптационный механизм человека дистрессу называется «реакцией избегания», и проявляется, как правило, в виде моторики передней поверхности тела.
«Я не могу встать и идти на работу, у меня все тело болит». «Я не могу даже завязать шнурки на ботинках». «У меня постоянно болит голова/спина/ноги». Это все проявления реакции испуга, реакции избегания.
А теперь рассмотрим, как дистресс проявляется в виде мотрики тела. Т. Ханна: "Если идущая по улице женщина слышит громкий и резкий выхлоп автомобиля, то происходит следующее. В течение 14 миллисекунд жевательные мышцы сокращаются, в течение следующих 20 миллисекунд сокращаются мышцы ее глаз и бровей. Но еще до того как ее глаза закрываются, ее плечевые и шейные (трапециевидные) мышцы получают на 25-й миллисекунде нервный импульс на сокращение. При этом плечи поднимаются, а голова наклоняется вперед. На 60-й миллисекунде ее руки сгибаются в локтях и ладони разворачиваются вниз. Дальнейшие нервные импульсы, направляясь вниз, вызывают сокращение брюшных мышц. Туловище наклоняется вперед, грудная клетка при этом опускается и происходит задержка дыхания.После этого ее колени сгибаются и поворачиваются внутрь, то же происходит и в голеностопных суставах, наклоняя внутрь стопы ног. Мышцы промежности напрягаются, а пальцы ног приподнимаются вверх. Все это и составляет рефлекс «красного света», в основе которого— избегание опасности. Тело сгибается и сжимается, почти падая, сворачиваясь, подобно младенцу в утробе матери. Этот каскад нервных импульсов начинается в области лица, далее спускается на шею, затем распространяется на руки, туловище и, наконец, на ноги и пальцы ног. "
Реакция избегания является более древней, чем произвольные реакции, потому что здесь важна скорость реакции, от чего зависит наша жизнь. В случае постоянного дистресса, мышцы, отвечающие за эффект «красного света» перенапрягаются от постоянной работы. Человека, испытывающего стрессы, можно узнать издалека: у него голова и шея «завалены» вперед, плечи приподняты, спина скруглена, ссутулена. Мимические мышцы лица перенапряжены, на лице застыло выражение недовольства.
Сутулость вызывает сокращение мышц брюшного пресса, что приводит к целому букету нарушений: сдавливаются внутренние органы, уменьшается объем легких, формируется впалая грудь.
Сутулый человек не может полноценно дышать, дыхание становится неглубоким, частым и поверхностным. Это приводит к нарушению такого важного механизма, как естественная дыхательная аритмия — при вдохе сердце у здорового человека бьется чаще, при выдохе ритм сердца замедляется, происходит постоянное переключение между симпатикой (возбуждением) и парасимпатикой (расслаблением). У сутулого человека, симпатика «включена» постоянно, т.к. дыхание неглубокое, грудное, что требует увеличения числа дыхательных циклов. Такой тип дыхания называется гипервентиляцией. Парасимпатика просто не успевает включиться, поэтому симпатическая система находится постоянно в «перегретом» состоянии. Отсюда сердечная слабость, плохой сон, нервные расстройства, депрессии. Это еще сильнее усугубляет рефлекс «красного света», процесс избегания закольцовывается.
Известны следующие типы воздействия гипервентиляции на сердце Т. Ханна:
1) увеличение частоты сердечных сокращений;
2) увеличение сердечного выброса;
3) более постоянным ритмом сердечных сокращений (т.е. сердце меньше отдыхает при отсутствии «замедленной» фазы);
4) потеря парасимпатической системой контроля над деятельностью сердца и замена его контролем со стороны симпатической нервной системы;
5) снижение уровня углекислого газа в артериальной крови и сдвиг pH, сжатие кровеносных сосудов головного мозга и кожи.
Д. Эберт в своей книге «Физиологические аспекты йоги» [с.72] отмечает несколько взаимосвязанных ритмов, связанных с ритмом дыхания. Например, при вдохе стимулируется венозный приток к сердцу, на выдохе — он тормозится. Очевидно, что правильное и ритмичное дыхание помогает венозному кровотоку, а слабое и неравномерное дыхание приводит к застою венозной крови.
Как правило, рефлекс «красного света» в большем присущ людям с тонкой нервной организацией, они раньше начинают напрягаться, чем люди с более устойчивой нервной системой. Как правило они сильнее подвержены, так называемому, «страху неудачи». Страх неудачи формируется даже в том случае, если формально человек выполнил задание, но его не похвалили за работу. В этом случае то напряжение, которое человек испытывал во время выполнения задания, не уходит до конца и фиксируется в виде сенсомоторного напряжения в течение долгого времени (основные зоны — воротниковая, солнечное сплетение, горло). И в следующий раз при выполнении задания напряжение будет нарастать быстрее (как бы стартуя с «недораслабленного» уровня), а расслабление может вообще не наступить. Многие жалуются: «Ну вот, сдал экзамены (отчет/работу), а удовлетворения нет. Только усталость осталась».
Получается, что причины многих болезней кореняться в нашем психическом состоянии, которое реагирует, в той или иной степени, реакцией избегания. Реакция избегания формирует новый сенсомоторный навык, который выражается в виде сенсомоторной амнезии. Последняя в свою очередь , формирует мышечные спазмы и зажимы, которые приводят к нарушению осанки, поверхностному дыханию и целому букету заболеваний.
Поскольку сенсомоторная амнезия есть приобретенный навык, то с помощью системы упражнений и сознательного расслабления можно добиться переучивания на правильные реакции. Методы йогатерапии являются эффективными средствами по «перепрограммированию» реакций и формированию новых полезных навыков, что приводит к излечиванию организма и улучшению психоэмоционального состояния.