Завершился семинар в Гокарне и часть нашей группы продолжила путешествие по Индии. Из Гокарны мы перебрались в северный Гоа (Морджим)в местечке Vedic Valley. Я сам не очень люблю Гоа из-за наплыва туристов, ну а Морджим вообще место не очень приятное, т.к. там все время дуют сильные ветры, море холодное и толпы народа на пляже, да и еще цены выше в 1,5-2,5 раза. Единственное было приятным это наличие лежаков с тентами и то, что торговцы-индусы вежливые и не наглые, быстро отходят и ведут себя тихо.
Номера в Vedic Valley были намного беднее, а стоили дороже, чем в Гокарне. Плюс ко всему, в нашем домике был фальш-потолок из фанеры, и на ночь за этот потолок забирались непонятные животные, которые всю ночь громко шуршали, повизгивали и громко топали. Нам объяснили, что это бурундучки. Но по топоту которые они издавали, такое ощущение было, что размером эти звери были с крупную собаку. Поэтому всю ночь приходилось уворачиваться от мусора, который сыпался с потолка и ждать, когда же эти зверюги угомоняться.
Мы бы вообще не поехали в Морджим, но там было запланировано одно важное мероприятие, которое интересно тем, кто хочет больше узнать о Индии и ее духовных традициях. [urlspan]Денис Заенчковский[/urlspan] организовал приезд в Морджим одного из очень уважаемых руководителей ордена вира-шайвов, хранителя традиции Шива-йоги. Одно его имя повергает в изумление и благоговение, оно пишется в две строчки, да еще содержит числительное и ученую степень: Джагад гуру Шри 1008 д-р Чандрашекхара Махасвамиджи шивачарья.
Редко когда удается западному человеку повидать и пообщаться с человеком такого уровня. Ведь на Западе (да и в России) представлены в основном стили хатха йоги, многие из которых выродились в своеобразный фитнес с восточным оттенком. А вот тут нам посчастливилось пообщаться с человеком, который не понаслышке знает, что такое высшие разделы йоги (пратьяхара, дхьяна, дхарана), то что у нас принято называть медитацией, что такое пуджа (духовный ведийский ритуал) и как ее правильно проводить.
Через день, рано утром мы покинули Гоа и вылетели внутренним рейсом в Дели, а оттуда на машине (160 км) в г. Говардхан. Говардхан в переводе с санскрита означает Теленок, и этот город славиться своими духовными традициями, в основном, кришнаитскими. Но также в этом городе есть священные места, посвященные и Шиве. Меня вообще поразил храм, половина которого была отдана Кришне, а другая — Шиве. Именно там понимаешь, что разделение ветвей религий — это удел Запада, который очень любит анатомировать различия в духовности, а вот индусы, наоборот, занимаются синтезом духовных практик, объединяя все лучшее из всех религий.
В Говардхане живет знаменитый мастер крийи-йоги, Шри Шайлендра Шарма, к которому мы и приехали пообщаться. Сам Говардхан — это чисто индийский город и очень отличается от курортных мест. Во-первых, там практически никто не говорит по-английски, во-вторых, там климат намного холоднее, чем в Гокарне и Гоа (ночью температура опускалась до 3-5 градусов, днем поднималась до 20, обогревателей в номерах нет, но были теплые одеяла). В-третьих, поесть там западному человеку практически невозможно без риска сжечь себе внутренности. Поэтому мы еще из Москвы (!) везли с собой всякие там пюре, каши быстрого приготовления, на рынке покупали овощи и в номере сами стругали салаты.
Жили мы в приличном месте — Radhu Leela Dham. Это что-то типа отеля, но с духовным оттенком, так как он посвящен жене Кришны — Радхе . По-моему в этом городе вообще нет «просто» отелей, все они при каких-то духовных центрах. Весь город день и ночь занят духовной жизнью, над городом висит звук мантр и песнопений, а ночью справляются свадьбы, так как считается, что свадьба, отпразднованная в Говардхане, обязательно будет счастливой. Ну и понятно, что это нестерпимо громко, шумно, с танцами, с женихом на коне и перьями на шляпе, ну и прочая экзотика.
Что мы точно решили сделать в Говардхане, так это сделать парикраму — специальный ритуал обхода священного места. В Говардхане под парикрамой понимают обход Говардханского холма, который по преданию сам Кришна поднял на своем мизинце над головой как зонтик, чтобы уберечь людей от бури и дождя, который на них наслал бог Индра. Так вот, этот холм проходит вдоль всего Говардхана, или, скорее, Говардхан был создан вдоль этого холма, поэтому этот холм является самостоятельной духовной сущностью. Длина пути по разным источникам от 20 до 27 км.
Парикрама выполняется разными способами: самый легкий — для инвалидов и слабых — на тележке, запряженной осликом, для большинства людей- пешком, босиком (или в носках). Самый тяжелый путь — для аскетов, которые проползают этот путь простираниями (и это при том, что путь не выстлан лепестками роз, а скорее наоборот). Но, считается, что, если загадать желание, особенно духовного характера, то оно обязательно сбудется.
Мы пошли в носках, и, наверное, это уберегло наши стопы от мозолей, которые обычно появляются у изнеженных европейцев от долгой дороги босиком. Сам холм для паломников не доступен (см. на фото — он огорожен забором), и только самым аскетичным аскетам разрешается к нему подходить.
Говардхан — это не туристическое место, а духовное, и это сразу чувствуется по тому напряженному состоянию, которое там испытываешь. Нет, это город не для западного человека. Только за правильной аскезой туда следует приезжать. Если человек не готов — город его не примет. Будет что угодно — высокая температура, тошнота, расстройство желудка и прочее (случаи не редки).
Поэтому, чтобы как-то сбавить накал напряжения от города, часть нашей группы (3 человека) отправились в соседнюю Агру (120 км), который славится Тадж Махалом и Красным фортом.
Про дорогу говорить особо нечего, кроме того что туман был утром просто молочный. В 10 метрах впереди машины ничего не было видно.
Если Говардхан — это чисто индуистский город, то всего через 120 км ты попадаешь в мусульманский мир, ну и, конечно, сам Тадж Махал. Зрелище и впрямь — незабываемое. Жаль, конечно, что Шах Джахан построил его как гробницу для своей жены, а не просто как место увеселения и приятного времяпровождения.
Ну и конечно же, набившие оскомину, но такие традиционные снимки на фоне храма.
Пришла пора возвращаться. Полночи мы ехали до Дели, еще полночи регистрировались, ждали самолет. Пытались найти приемлемую еду в аэропорту. Ничего не нашли, и даже veg бургеры в аэропорту были очень спайси (переперченые) и несъедобными.
Все это, конечно, не умаляет значение нашей поездки. Только с прошествием времени начинаешь понимать, что на этом семинаре произошло нечто такое большое и правильное, что в двух словах не опишешь.
Все участники семинара стали сильнее, здоровее, моложе? Да, конечно, и это тоже. Стали выносливее, спокойнее и набрались новых знаний и навыков? Да, и это тоже. Накупались в теплом море и водопадах, промаслились на массажах? Да.
Но главное, по-моему, в том, что мы соприкоснулись с чем-то очень правильным, с чем-то очень чистым и вкусным, легким и глубинным. Наверное, это то, для чего люди и ездят в такие благостные места за тридевять земель, поднимаются затемно и тащат себя за шкирку на утреннюю тренировку, а вечером с пляжа — на вечернюю. А между ними море, а на ночь массаж. И постепенно это дает свои плоды, и тебя начинает отпускать, расслаблять, и ты, наконец, становишься способным погрузиться в эту благость, которая изначально была в тебе, но ты никак не мог до нее добраться, потому что чересчур был загружен мегаполисом, делами и делишками, чересчур был серьезным и нетерпеливым. А вот теперь после поездки, стоит закрыть глаза, и ты снова «там».